10, Сентябрь 2016

Центры занятости обяжут трудоустроить 59% россиян

Каждый сотрудник российских центров занятости в 2017 году должен будет найти работу 77 россиянам, следует из проекта Минтруда. Недостижение показателей будет грозить оргвыводами как сотрудникам центров, так и губернаторам

Минтруд впервые за последние 10 лет готовит задание для регионов по трудоустройству россиян. Проект плана опубликован на портале проектов нормативных актов. С 1 января 2017 года задача поиска работы для граждан впервые будет поставлена перед каждым сотрудником региональных центров занятости, следует из пояснений Минтруда РБК. Это «повысит индивидуальный уровень ответственности каждого работника, будет способствовать индивидуальной инициативе и самостоятельности», рассчитывают в министерстве.

В среднем по всей стране в течение года на каждого сотрудника службы занятости должно будет прийтись по 77,4 трудоустроенных, подсчитал РБК на основе данных Минтруда. Средняя доля успешного трудоустройства должна составить 59% от общего количества обратившихся за помощью. Это будут минимальные нормативы для регионов, пересматривать их планируется ежегодно, следует из пояснений Минтруда для РБК.

Это относительно мягкий план: в 2015 году российские центры занятости в среднем трудоустраивали больше 61% обратившихся, при том что от них ожидали даже большего — 67%, видно из отчета Минтруда об исполнении госпрограммы занятости населения за 2015 год. Результат 2015 года оказался хуже предыдущего, когда было трудоустроено 64,3% нуждавшихся. Причиной ухудшения статистики стало сокращение в 2015 году количества вакансий, заявленных работодателями в службу занятости, говорится в отчете Минтруда. Судя по проекту плана трудоустройства на 2017 год, улучшения ситуации на рынке труда министерство не ожидает.

От каждого по способностям

Но спрашивать за трудоустройство с каждого региона предлагается по-разному. Строже всего — с Краснодарского края и Саратовской области, где каждому сотруднику центров занятости нужно будет найти работу для 160 и 140 нуждающихся соответственно. Чуть мягче будут требования к Тюменской, Липецкой, Воронежской областям и Дагестану — там ставится план по 130 трудоустроенных на каждого сотрудника службы занятости. При этом Дагестан и Липецкая область должны стать лидерами по доле трудоустроенных безработных — по 83% от общего количества обратившихся.

Совсем другой подход ожидает два кавказских региона — Чечню и Ингушетию. Федеральные власти будут довольны, если там каждому сотруднику центра занятости удастся трудоустроить по 25 человек (это 7 и 6% от всех обратившихся соответственно).

Согласно плану Минтруда, на каждого сотрудника региональных центров занятости должно будет приходиться и определенное количество вакансий, заявленных работодателями в центры. Лидером по этому показателю должна стать Еврейская автономная область, от каждого из специалистов которой ждут по 400 вакансий. На втором и третьем местах должны оказаться Краснодарский край и Волгоградская область — с 310 и 300 свободными рабочими местами на каждого из работников служб занятости. Москва, как ожидается, в этом списке будет только восьмой.

Наименьшего количества вакансий в расчете на одного сотрудника региональной службы занятости ждут от Чечни — 20. Чуть лучшая ситуация прогнозируется на Чукотке (ожидается регулярное появление 35 вакансий для безработных), в Ингушетии (30 предложений работы) и Калмыкии (60).

Существенное различие в целевых показателях для разных регионов, в частности, объясняется разницей в их социально-экономической ситуации, количестве граждан, которые обращаются в центры занятости, и численности зарегистрированных безработных, следует из пояснения Минтруда в ответ на запрос РБК. Также при определении показателей учитывались штатная численность службы занятости в разных регионах и фактические показатели регионов в предыдущие годы, уточнило министерство.

Ситуация с трудоустройством в Чечне и Ингушетии резко испортилась в течение 2015 года, видно из отчета Минтруда об исполнении госпрограммы занятости населения. В Ингушетии в 2015 году центрам занятости удалось трудоустроить лишь 4,5% от общего количества обратившихся за помощью, тогда как еще годом ранее работу через центры находили больше трети (33,9%) граждан, а в 2015 году долю успешно трудоустроенных планировалось довести до 40%. В Чечне доля трудоустроенных за 2015 год сократилась с 35 до 19,7%, хотя планировалось довести ее до 53%.

В большинстве регионов, от которых федеральные власти ждут лидерства, центры занятости и сейчас работают хорошо: в Липецкой области доля трудоустроенных в 2015 году превышала 84%, в Чувашии — 82%, в Саратовской области — 79,3%.

Безработные регистрироваться не хотят

По оценкам Росстата, на 1 августа 2016 года безработными в России были 4,1 млн человек, или 5,3% от всего экономически активного населения. Но зарегистрировано в качестве безработных было гораздо меньше — лишь 900 тыс. человек. Это обычный показатель зарегистрированной безработицы в России — официальный статус в последние годы решают получить лишь 23% от тех, кто остался без работы, следует из отчета Минтруда за 2015 год. Причина этого — недовольство величиной пособия по безработице, отмечено в отчете. Размер этого пособия не менялся с 2009 года, сейчас оно варьируется от 850 до 4900 руб. в месяц; за год (с 2014 по 2015 год) его доля в прожиточном минимуме сократилась с 56 до 47%, хотя планировалось довести ее до 100%.

Но в ряде регионов даже официальная безработица в разы выше общероссийского показателя реальной безработицы (5,3%), следует из отчета Минтруда за 2015 год. Наихудшая ситуация в Чечне, где официальный статус безработных имели 14,9% трудоспособных граждан, и Ингушетии — 14,4%. Реальная безработица в этих регионах в 2015 году оценивалась в 16,7% (в Чечне) и 30,8% (в Ингушетии). В тройке самых безработных регионов оказалась Тыва — 20,8% реальных безработных (при официальном уровне безработицы в республике — лишь 4,5%).

За региональные центры занятости отвечают региональны власти: с 2007 года полномочия в области содействия занятости населения были переданы на региональный уровень, а с 2012 года регионы самостоятельно определяют и штатную численность своих центров, напомнил Минтруд в пояснении для РБК. В результате в ряде регионов численность служб занятости существенно сократилась, документы, которые бы регулировали штаты центров занятости в зависимости от ситуации на рынке труда в конкретном регионе, отсутствуют, следует из комментария министерства.

Результаты исполнения заданных министерством показателей будут доводиться до сведения губернаторов «с целью принятия ими управленческих решений». Усиление ответственности самих губернаторов за исполнение этих показателей сейчас обсуждается, следует из комментария Минтруда. 

Источник